СЛЕПОЙ РАЙ В РЖАВЕЮЩЕМ ЗАКАТЕ

Главная » СЛЕПОЙ РАЙ В РЖАВЕЮЩЕМ ЗАКАТЕ

Ослепительно темно, манипулятивно и туманно. Это если коротко и максимально поверхностно описать культпоход Элины и Насти на оперу «Иоланта», которая стала последней премьерой сезона в Пермском театре оперы и балета.

Кроме этого, «Иоланта» последняя опера, написанная Чайковским, и что важно, она полюбилась и певцам, и зрителям. Её фрагменты часто можно услышать на концертах классической музыки. Нам показалось любопытно покопаться в сюжете и психологии героев. Тогда восприятие и музыки, и партий становится ещё объёмнее и фактурнее.

Фотограф: Андрей Чунтомов

Несмотря на визуальный минимализм: чёрное пространство сцены и тонкие намёки на обстановку, — эту оперу важно не только слушать, но и смотреть, вглядываясь в туманный мрак сцены. Эта история о слепоте (и не столько физической, сколько ментальной).

Иоланта — слепая девушка из XV века, живущая на юге Франции. Её слепота — недуг только для окружающих, сама она и вовсе не понимает, что слепа. Просто не знает, что можно жить по-другому. Заботливый (чрезмерно) отец — король Прованса — держит в тайне от неё эту особенность.

Нет, счастья от такой судьбы дочери он не испытывает и вовсю ищет хорошего лекаря. А хороший лекарь настаивает, что сначала надо всю правду дочери поведать, а дальше пусть сама решает – видеть этот мир или остаться в мрачном рае. Король в капкане родительского долга…

И тут к девушке наведывается суженый-ряженый (действительно ряженый — в белую пушистую шубку, этакий сын маминой подруги, говоря на нашем, молодёжном). Пришёл герцог не один, а с другом (вылитый херувим, отдалённо напоминающий благородного Леголаса). Цель — расторгнуть помолвку, которая была инициирована не небесами, а родителями (и тут-то они постарались-позаботились).

Вот только друг герцога влюбляется с первого взгляда в Иоланту, а затем понимает, что девушка слепа. Вместо красной розы она ему упорно срывает белые, не понимая, что такое вообще этот ваш красный.

Фотограф: Андрей Чунтомов

Король в ярости, но быстро оборачивает ситуацию в свою сторону — грозит казнить графа, если Иоланта откажется исцеляться. В итоге девушка даёт добро на излечение, тем самым спасая влюблённого в неё молодого человека от смерти.

Результат — девушка видит, а вот что чувствует — вопрос остаётся открытым.

На первый взгляд сюжет прост и понятен, но режиссёр повернул его под неожиданным (для нас) углом.

Герои играют друг другом. Давайте на ещё раз посмотрим на перипетии сюжета. Отец утаивает от дочери её недуг, создавая вокруг слепой рай. Супер. Девушку и вправду устраивает окружающий её мир.

Вот только на вопрос «Зачем глаза?» Иоланта с детской наивностью отвечает: «Чтобы плакать. Так печаль проходит легче и быстрее» (ага, и в раю есть место слезам).

Следующий игрок — врач. Он отказывается лечить до тех пор, пока король не признается дочери. Король тем временем врёт, что казнит графа, если дочь не захочет исцеляться. А дочь действительно не хочет видеть — ей комфортно в этом слепом рае.

Своё решение она меняет лишь тогда, когда граф, будто бы прощаясь навсегда, ещё раз признаётся в любви — как же спокойно жить, когда из-за её нежелания погибнет прекрасный юноша?

Сказка о чудесном исцелении девушки силой любви кажется не очень уж и сказочной… Манипулятивные игры и лукавство чувствуются на подсознательном уровне. Возможно, как раз из-за образов героев.

Вся постановка — игра света и тени. Ключевые цвета — белый и чёрный, а тот самый свет, что озаряет жизнь — маслянисто жёлтый.

В кромешной темноте существует не только Иоланта, но и весь зрительный зал. Белоснежные наряды подсвечиваются софитами, отчего фигуры кажутся по-призрачному прозрачными. Будто мы действительно слышим только голоса, а всё остальное додумывает наше подсознание.

Первые полчаса темнота кажется невыносимой, а дымка будто поглощает зрение. Когда внезапно над героями нависают светящиеся надписи, что в сад под страхом смертной казни не войти, радуешься, что зрение всё-таки есть, а светлые пятна вместо людей — оптическая иллюзия.

Фотограф: Андрей Чунтомов

Свет, который в конце всё-таки увидела Иоланта, больше напоминает ржавый закат. Философский подтекст, который вкладывали создатели постановки (опера написана на рубеже XIX и XX веков), считывается невооружённым глазом (хоть и малость слеповатым).

 

Фотограф: Андрей Чунтомов

Закат эпохи и страх перед новым миром — то, в чём пребывало общество, в момент создания оперы. А сейчас у нас примерно то же самое. Пусть и не революция, но вокруг всё меняется — за прошлый год для нас всего за пару месяцев стало абсолютным нормально то, что мы с опаской воспринимали лет десять точно.

Состояние неопределённости, которым веет всю вторую часть оперы, свойственно нашему обществу сейчас (а вот на фоне чего, решайте сами).

Опера играет полифонией смыслов. Если вы искушённый слушатель — узнаваемые мелодии откликнутся в вашем сердце. Если вы любитель «синих занавесок» — вас зацепит сценография, образы и подтекст слов. Если вас трогает осовременивание классики, то и тут вам есть, где разгуляться.

Если ваше знакомство с оперой условно, но вы на «ты» с драматическим театром (например, «ТТ»), то «Иоланта» может стать одной из первых постановок, которая расширит ваши театральные границы оперным репертуаром.

p.s. Читайте либретто до просмотра (реально помогает сосредоточиться на деталях).

Авторы: Анастасия Лифанова, Элина Габдуразакова.