В наше время, пожалуй, только у ленивого человека нет своего блога. Но встретить видеоблогера, который освещает по-настоящему интересные и уникальные темы зачастую сложно, но можно. Сегодня предлагаем вам познакомиться с Сергеем Сатюковым – Пермским блогером, который рассказывает об образовании. О том, почему Серёжу привлекает эта тема, как он развивает свой блог и успевает при этом готовиться к ЕГЭ, читайте в этом интервью!
Серёжа, почему ты решил освещать в своём блоге тему школьного образования? Как давно занимаешься блогерской деятельностью?
Тему школьного образования выбрал потому что для меня это самая живая сфера, она связана с людьми. Я очень люблю с ними работать, особенно с детьми, у них столько ярких эмоций, отдачи.
Я понимаю, что на сегодняшний день большое количество мероприятий в городе делается для детей, педагогов, и об этом нельзя не говорить. Важно, что, допустим, взрослые знают, что происходит в Пермском образовании, а дети – нет. Поэтому моя задача – рассказать о нём, о мероприятиях, связанных с ним именно подросткам.
Заниматься блогерской деятельностью я начал с марта 2020 года, когда наступил дистант. Сначала проводил прямые эфиры, понял, что очень много мыслей можно доносить через Интернет, стал выкладывать посты и тому подобное. Когда со временем мои посты, идеи были поддержаны на уровне муниципальной, краевой власти, я понял, что занимаюсь важной деятельностью, нужно работать и развивать блогосферу в нашем крае, чтобы каждый ребёнок мог найти своё сообщество по интересам.
Понятно, что у нас есть театральные, спортивные, другие кружки, но очень мало блогерских сообществ. Большинство из них – студенческие сообщества, куда идти подростку, не очень понятно. Так стало создаваться блогерское сообщество. В июне 2020 года департамент образования позвал на совещание самых активных ребят в медиасообществе. В октябре официально сообщество утвердили. Начальник департамента образования администрации Перми, Анна Деменева, предложила нам стратегию развития, с которой мы работаем до сих пор, только в более узком круге, но зато чаще, нежели это делали год назад. Теперь большинство медиамероприятий в департаменте образования проходит с участием нашего сообщества, я это очень ценно. Но важно отметить, что постоянного состава сообщества нет. Мы всё время привлекаем разных активистов из медиасообществ Перми для мероприятий.
Ты часто проводишь в своём аккаунте прямые эфиры с общественными деятелями нашего края. Расскажи, каким способом выбираешь героев, как готовишься к интервью с ними?
Как я ранее сказал, прямые эфиры начал вести со времён удалёнки. Тогда это была работа на образовательное учреждение, где я учусь – пятый лицей. Я понимал, что учеников нужно как-то погрузить в активности дистанционно. Единственную идею, которую мы разработали с командой лицея, это проводить прямые эфиры. Сначала приглашали учеников нашего лицея, позже отправляли предложения учителям, потом депутатам, директорам образовательных учреждений.
Сергей Сатюков и начальник департамента образования администрации Перми — Анна Деменева (фото из личного архива С.Сатюкова)
Героев для интервью я всегда выбирал одним образом: человек может заинтересовать школьников, взрослых, может дать им советы. Не просто побеседует, а расскажет, например, жизненную историю, которая повлияет на повседневную жизнь школьника, побудит его к действию, или наоборот, даст понять, что нужно немного подождать, и всё сложится.
Готовлюсь к интервью очень тщательно. Могу честно сказать, что у меня было максимум два эфира, к которым я не успевал подготовиться, так как они шли друг за другом, это было как раз во время дистанта.
В подготовку входит поиск материала, изучение старых интервью, я пытаюсь понять, на какие ценности ориентируется человек, о чём лучше рассказать школьникам во время интервью.
Помимо интервью, ты снимаешь передачи для блога. Например, «Пермское образование», «Школозорро». Расскажи вкратце об этих выпусках.
«Пермское образование. Блог» – это была моя инициатива. Я выезжал в образовательные учреждения с камерами, рассказывал, какие у нас классные учебные заведения в городе, в чём заключается их концепция. В рамках этой программы удалось побывать в лицее № 4, в «Открытой школе», в детском саду «Легополис». За эти выезды я понял, что любое учреждение чем-либо уникально, про это нужно говорить и рассказывать.
«Школозорро» – это была пробная передача, которая создавалась совместно с департаментом образования. Была одной из ветвей развития блогерского сообщества, когда мы выезжаем в школу, проверяем её. Первые выпуски были посвящены приёмке образовательных учреждений, чтобы дети понимали, какие критерии учитывают специальные структуры, когда принимают школу к новому учебному году.
Фото со съёмок программы «Пермское образование» в пермской «Открытой школе» (фото из личного архива Сергея)
Сейчас мы активно обсуждаем со специалистами департамента образования вопрос о том, чтобы вновь продолжить тему «Школозорро». Проект, на мой взгляд, будет очень крутой, потому что похож на наш российский прототип – «Ревизорро». У нас уже разработаны критерии проверки школ, начиная от того, как мы проверяем питание, безопасность в учреждении, вплоть до того, что смотрим, насколько школьникам комфортно учиться.
На сегодняшний день каким интервью/выпуском гордишься больше всего? Почему?
Интервью, которым я горжусь больше всего, это первое интервью с Раисой Кассиной. Я пересматриваю его до сих пор, вижу, каким крутым оно получилось, какая хорошая подготовка была проделана к нему. Я благодарен Раисе Алексеевне за ответы на все вопросы, потому что это было неформальное интервью: мы говорили про реальные вещи, про человеческое отношение к детям, про преподавательскую деятельность самой героини. Для меня стояла задача сделать интервью душевным и понятным, чтобы школьникам было интересно посмотреть.
Еще я бы выделил интервью со Стасом Костюшкиным. Этот выпуск зашёл школьникам, так как до этого были беседы с пермскими героями, а тут такая известная звезда.
(фото из личного архива Сергея Сатюкова)
Какую обратную связь получаешь от подписчиков (может быть, они подкидывают какие-нибудь идеи или очень активно комментируют, репостят посты)?
Обратная связь, это то, что меня мотивирует. Допустим, когда я размещал посты про премии, мероприятия, это всегда заходило на ура. В других городах такого нет, поэтому мои публикации сразу набирают кучу лайков и комментариев. Вместе с этим ты понимаешь, что тебя читают, ты нужен. Есть такая тема, что я выкладываю какие-то педагогические вещи в плане цифровой среды в образовании или этики педагогов в социальных сетях. Такие материалы тоже набирают отклик – педагоги, взрослые начинают высказывать своё мнение на такие важные темы.
Для меня ещё очень значимо, когда обратную связь дают представители власти. Например, у нас 24 сентября (после трагических событий в ПГНИУ) была конференция по безопасности с Раисой Кассиной. Тогда были очень большие охваты аудитории. Нам нужно перед конференцией собрать мнения родителей, детей, педагогов, мы провели опросник 1000 человек (примерно за восемь часов), и смогли сделать модель, которую представили Раисе Алексеевне. Я понимаю, что когда ты готовишь большой опросник, в этом могут помочь представители власти: сделают репост, допустим, родители это увидят и заполнят анкету. Такую обратную связь я тоже ценю!
Серёжа, На днях ты стал организатором онлайн-марафона «Media-start 2022». Расскажи, чему посвящён этот марафон и как ты поспособствовал его реализации?
Медиа-старт осуществлялся за счёт гранта Росмолодёжи, который я выиграл в рамках Всероссийского патриотического форума.
Онлайн-марафон «Media-start» проводится уже второй раз. Он направлен на то, чтобы в школах, где нет медиацентров, они появились. А там, где они есть, чтобы продолжали развиваться благодаря тому, что ребята ознакомились с инструментом медиа именно в рамках школьного образования.
На марафоне были специальные спикеры, команда, которая занимается SMM в пермских школах. Наша задача была в том, чтобы как можно большее количество школ вливалось в медиасферу, рассказывало про себя, и больше людей узнавали про пермское образование. Ведь если школы не рассказывают про себя, то формируется образ, что школа – это ужас. Это происходит очень часто, потому что родители и дети просто не знают, что именно происходит в учебном заведении.
В первый день «медиа-старта» участники проходили уроки по копирайтингу, фотообработке, видеоблогингу, изучали ценности, которые нужно закладывать в школьные медиа. Во второй день была организована проектная площадка, на которой ребята работали над концепцией развития своего медиацентра, а позже эти разработки защищали.
За каждый этап марафона командам были выставлены баллы, которые позже суммировались и определяли победные места. По итогу марафона, каждая школа, имела свой медиаплан на ближайшие полгода.
Твоя деятельность сильно соприкасается с медиа. Только ли на практике ты получаешь знания о медиасфере, или посещаешь какие-то мастер-классы, курсы?
Я, конечно, очень люблю практику. Всегда смотрю, что именно зашло аудитории, кому именно, взрослым или подросткам, люблю пробовать. Если говорить про посещение мастер-классов, то я делаю это точечно. Люблю приходить к определённым людям, мелкими шагами выявлять советы, которые помогают мне в ведении группы. Сейчас, например, я в активном поиске курсов по SMM.
Сергей Сатюков с известными тиктокерами Пермского края (фото из личного архива Сергея)
Как удаётся совмещать активную блогерскую и общественную деятельность с учёбой? Ведь насколько я знаю, ты учишься в 11 классе, скоро предстоит сдача ЕГЭ.
Естественно, сейчас, по сравнению с 10 классом, совмещать блогерскую деятельность со школой очень сложно. В августе я морально готовился к тому, что будет мало свободного времени, нужно будет грамотно всё планировать, и по итогу так и получилось. Я веду гугл-календарь, каждый час, каждая минута распланирована. У меня освобождено три определённых вечера, когда я могу куда-то съездить, что-то снять.
Важно ещё делегировать, иметь команду, которая поможет с блогом, постами, информацией. У меня сейчас как раз есть такая команда, с которой мы работаем над тремя проектами.
Кстати, раз уж разговор зашёл о «Бабе ЕГЭ»: какие экзамены планируешь сдавать? На какую специальность хочешь поступать?
Я буду сдавать обществознание, профильную математику и русский. Но активная подготовка пока ведётся по первым двум предметам.
Я бы хотел связать свою профессиональную жизнь с педагогикой. Люблю работать с детьми, люблю школу, не важно какую. Мне бы хотелось пойти в Пермский Педагогический или классический университет.
Сергей является выпускником пермского лицея №5 (фото из личного архива С.Сатюкова)
Дай парочку советов, как настроиться на успешную сдачу экзаменов и перестать нервничать.
ЕГЭ – мой страх, сначала я очень нервничал, переживал, думал, что не буду сдавать, пойду в колледж и мне не нужны эти экзамены. Но переосмыслил, понял, что это определённая матрица, которую нужно просто выучить, прийти, написать и забыть. Всё. Ничего сложного в этом нет.
Но определённые советы тут боюсь давать, потому что у каждого свой настрой. Наверное, в первую очередь, нужно слушать себя. Ни в коем случае не нужно переусердствовать с подготовкой, важно отдыхать. Должен быть системный подход, это, по моему опыту, выходит сложно, но я понимаю, что это важно.
Ещё скажу, что нужно найти человека, с которым ты сможешь поделиться своими переживаниями. И важно различать: будешь ныть этому человеку или делиться переживаниями. Когда рядом есть человек, с которым ты можешь поделиться своими мыслями, а он может дать тебе совет, естественно, тебе становится спокойнее.
Помимо усердной подготовки к экзаменам, какие у тебя планы на ближайшее время?
Ещё четыре дня назад планов было много. Сейчас я заболел, и план только один – выздороветь. Конечно же, в перспективе, – сдать ЕГЭ, сделать отчёты по гранту, найти будущего работодателя и дальше спокойно, но при этом активно, жить, рассказывая про пермское образование, работая там, где мне интересно. Это педагогика и медиа!
Корреспондент: Анастасия Лепёшкина.